Жизнь и легенда Якова Брюса

Среднее время чтения: 6 минут(ы)

1. Легенда

Виллим Брюс, иноземец, из Шкоцкой земли,

королевского роду был якобы.

В царском войске служил, сыновья подросли —

отдал в службу Романа и Якова.

Уж как старший, Роман, был лихой генерал,

беспрестанно сражался он с ворогом.

А как город построили, царь ему дал

Петербургом командовать городом.

А у младшего, Якова, ум был хитрей,

предался он затеям злокозненным:

черный порох варил для пушкарских затей

и упился он зельем тем огненным.

Серный дух возлюбил, и лазуревый огнь

для него стал единственным светочем.

Заглядевшись в то пламя, задумывал он,

как сравняется с богом всеведущим.

Был он знатен, богат, не считал он рублей,

а считал только в сотнях и тысячах;

столько нет на Москве православных церквей,

сколько книг он купил еретических.

А друзья его были графья да князья,

царь с царицей, полковники царские,

и решил он, что бог уж ему не судья,

что не будет ни смерти, ни старости.

Что не бог, а наука — владыка всему,

что мудрец, обладающий истиной,

сам есть бог, и что нет, мол, предела уму,

так он думал, безумец неистовый.

То он травы сушил и отвары варил

и с лекаркой-знахаркой беседовал.

То по книгам смотрел и у дьявольских сил

их секретные знанья выведывал.

И дознался он тайны, как быть молодым,

девять лет ему было добавлено.

Тут и начал блудить он, и так он блудил,

Будто сам он был выблядком дьявола.

А блудил он не с девкой своей крепостной,

не с какой-нибудь бабой распутною,

не с зеленоволосой русалкой лесной,

а с искусно сработанной куклою.

И была эта кукла во всем хороша,

не хватало ей только немногого:

не имела души она, ибо душа –

это дело не Брюсово: Богово.

И хоть Брюсу та кукла его удалась,

Он не тешился ею, лишь мучался:

все не мог примириться, что Богова власть

выше Брюсовой власти-могущества.

И разбил он ту куклу и проклял судьбу,

Пожалел он, что тайны разгадывал.

Стал он в башне сидеть и ночами в трубу

на небесные звезды поглядывал.

И светился огонь и пугал горожан,

потому что был делом нечистого.

И случился в той башне великий пожар.

Так и умер, как жил он: неистово.

Пушкари понаехали в день похорон.

Пушки гукали, пыхали порохом.

И в том дыме, в том облаке пороховом

Брюс явился вдруг дьявольским мороком.

И пропал. И могилу его не найдут.

Так пропал вдруг со свету он с белого.

Эти молвят, мол, там, а другие, мол, тут,

а ни там и не тут его не было.

Но коль голод случится, чума и мор,

это все нагадал он заранее:

календарь напечатал — доныне с тех пор

все сбывались его предсказания.

Потому что осталось две тысячи книг

тарабарских, халдейских, египетских,

и грядущее наше записано в них,

в этих книгах и в Брюсовых выписках.

И с тех пор на Руси не живут — только ждут,

ждут чего-то, гадают, надеются.

И покуда те книги дотла не сожгут,

колдовство-ведовство не рассеется.

2. Жизнь

И Брюс, и Боур, и Репнин…

Пушкин

Он даже от Москвы жил в сорока верстах,

от Петербурга же — считай что в семистах,

за тридевять земель от всех интриг природных.

Фельдмаршал отставной, затворник и монах,

забыл о титулах, о рангах и чинах,

о всех своих врагах и о друзьях притворных.

Что Миних делает? что думает барон?

кто в силе при дворе, а кто понес урон?

Не все ль ему рано! Лишь справиться б

с подагрой.

В усадьбу удалялись, как древле Цицерон,

он бережет не впрок, а лишь для похорон

свой жезл фельдмаршальский и свой мундир

парадный.

И только к знанию в ней не иссякла страсть.

Он многие познал, но это только часть.

Еше полным-полна священная Бутылка.

Пьешь из нее всю жизнь, но, упиваясь всласть,

вновь жаждешь к мудрости источнику припасть,

привычно, как питок, и, как любовник, пылко.

Он вспомнил истину весельчака Рабле

о том, что мудрые всегда навеселе,

и Гиппократово учение о смехе.

Ну что ж, единожды живем мы на земле.

Мы жили — весело… И всплыли, как во мгле,

потешный полк Петра и Марсовы потехи,

победы и пиры, и как из дома в дом

Апраксин, Меньшиков и сам он шли с Петром,

переодетые простыми мужиками:

царица родила, был праздник — все вверх дном,

князь Ромодановский шутейным был царем,

шутейный патриарх шел с ними, шутниками.

А ныне пост настал — не слышно шутовства.

Угрюмый Петербург, угрюмая Москва,

притих Рапирный зал на Сухаревой башне…

Да и за ним самим угрюмая молва

полезет, и видят в нем аж Симона-волхва.

Конечно, не сожгут, но временами страшно.

Дни удлинились: март… Всю зиму взаперти…

Придет Феофан… Хоть душу отвести:

что в Академии, что нового открыто

на небе, на земле, морские ли пути…

И надо бы тот вирш затейливый найти,

что спел про Ньютона тот англинский пиита.

А он? А про него напишут ли? Навряд.

Татищев — нынешний наш Тацит, говорят.

Татищев — наш Страбон и нынешней наш Плиний

и Екатеринбург построил, новый град.

Дай Бог Татищеву! А он уж староват

служить конюшему курляндской герцогини!

Философ истинный есть еже помнит смерть.

Пусть нам попы твердят, что мы лишь прах

и персть,

смеющийся Рабле смеется и в могиле.

От смерти не уйти — нет в медицине средств.

Но если на Руси наука будет цвесть

и будет ум в чести, то, стало быть, мы были!

Рейтинг
( Пока оценок нет )