Уроки Чистякова

Среднее время чтения: 4 минут(ы)

В отцовском юношеском дневнике

есть много записей о Чистякове.

Старик уже хворал и умер вскоре,

но память о чудесном старике

отец хранил всю жизнь. Да и дневник

берег, я думаю, того лишь ради,

что в черной, чуть потрепанной тетради

с ним продолжал беседовать старик.

Вот записи. Июнь, июль и август

тринадцатого года. Боже мой!

Какая фантастическая давность!

Отцу — шестнадцать. Чистяков — живой.

И гибель Врубеля и смерть Серова

еще свежи. Над телом Льва Толстого

еще жужжит мух-журналистов рой.

Мир — накануне первой мировой.

Отец рисует в школе поощренья,

но Чистякова жаждет слышать мненье,

как рисовать, как жить, кем быть. И тот,

ученикам уж потерявший счет,

мальчишке дарит мысли, не скупится,

и с синими линейками страница

словами чистяковскими цветет.

Дневник мы прочитали после смерти

отца. А помню, я входил, как в церкви,

в музеи — в Русский или в Эрмитаж —

с отцом, бродил по царскосельским паркам

(а Чистяков ведь жил когда-то в Царском!)…

Отец, держащий кисть иль карандаш,

порой проронит фразу. По крупице

заряд годами продолжал копиться.

Заветы. Заповеди. Мудрость. Весть.

Евангелие живописца.

Здесь

я попытаюсь мысли мудреца

(не буду отрицать, что метод — спорный)

реконструировать со слов отца,

а кое-что по той тетради черной.

В них веет дух высокий и просторный,

как в проповеди некогда нагорной.

И ничего для красного словца.

Вот что могу я вспомнить и прочесть.

Есть Леонардо, Александр Иванов

и несколько таких же великанов:

творцы и вседержители. А есть

тьмы-тьмущие дельцов и шарлатанов,

любимцев публики. Глаз не отвесть

(какой-нибудь, к примеру, Семирадский) —

блеск и эффект! а свет какой! а краски!

Картина, как красотка, дарит ласки

любому встречному!.. Аукцион!..

Кто больше, господа?.. Всё на продажу!

Всё напоказ!.. Но как же ты покажешь

виденье, непостижное уму?..

Ты должен с юности решить, кому

ты служишь: бирже или Эрмитажу?..

Художник — химик. Шагу не ступи

без химии: без масел, красок, лаков.

Без техники немыслимы стихи

и музыка… Художник—как Иаков,

с Искусством борющийся, а оно —

как Бог: сурово, гневно и темно…

И все-таки оно же дарит свет…

Сюжет? Конечно, важен и сюжет.

Но далеко ли на одном сюжете

уедешь?.. Мысль, идея — только сети,

в которые улавливают суть.

Но суть умеет ловко ускользнуть

и вообще не каждому дается.

Суть не рассказывается — поется,

так Чистяков учил…

Так он сказал…

Так он твердил… Так повторял… Так верил…

Таким художников аршином мерил…

Так угадал… Предугадал… Так знал…

Я слышал все это и с давних лет

ловлю себя на мысли (ну и бред!),

как будто Чистяков учил Сезанна

и Водкина. Отец мой — сезаннист

и водкинец. Но, как ни назовись,

он — чистяковец: в том, как неустанно

он строил мир; как он одолевал

грозящий миру хаос; создавал

алмазы из угля и чернозема;

как прозревал незримый идеал

сквозь матерьяльность формы и объема.

Устав от суеты и пустяков,

он в Эрмитаж уйдет и скажет маме:

— Пойду поговорить со стариками! —

Я знал: один из этих «стариков» —

профессор живописи Чистяков.

О, скольких, скольких на своем веку

он научил! О, скольким старику

отец обязан! Да и я отчасти…

Задумчивей становишься, зрелей —

уроки умерших учителей

все ярче вспоминаются, все чаще.

Рейтинг
( Пока оценок нет )