Щедрин в лесу реакции

Среднее время чтения: 2 минут(ы)

«Щедрин в лесу реакции». Удав

свисает с дерева. Глазастый сыщик

глядит из-за куста. Стоглаз, стоглав

мрак — мощный, хищный, множащийся

в тыщах

чудовищ, плодовит, неистощим

в метаморфозах.

Этаких и в Брэме

не выищешь! Да стольких чертовщин

и Афанасьев в трех томах «Воззрений»

(все суеверья вроде бы учтя

славян-язычников во время оно)

не насчитал!

Сгущенная мечта

тьмы.

Вот, почти неотличим от фона,

маячит меж деревьями жандарм,

недооформленный, но в треуголке.

И, кроме прежних, тех, каких рождал

лес издавна (ну, там медведи, волки),—

невиданного здесь полно зверья,

какого нет и в сказках про Кощея.

Вот торжествующая сверхсвинья,

на Щедрина клыки свои ощеря…

Д. Н. Брызгалов и Н. П. Орлов,

поклонники писателя, всех разом

изобразили здесь его врагов,

весь мрак и противостоящий разум.

Щедрин поставлен в центре. Как святой.

И смысл всей композиции — простой:

как мрак ни бесится, как зло ни злится

(Победоносцев и Д. А. Толстой,

Катков, Суворин и другие лица),

но впереди — означился просвет…

И Щедрину — понравился портрет

(как он писал Орлову в то же лето).

Один он дал художникам совет:

просвет, конечно, нужен, спору нет,

но дальше, по ту сторону просвета,

добавьте новых гадов: ведь они

имеются всегда не только сзади —

и впереди. Сидят и ждут в засаде

идущего. Да вон они, взгляни!..

А впрочем, был признателен и рад.

Благодарил за дорогой подарок.

И впредь не отступал, не шел назад,

ни новых гадов не страшась, ни старых.

Рейтинг
( Пока оценок нет )