Репин: «Отказ от исповеди перед казнью»

Среднее время чтения: 2 минут(ы)

Но в атеистах — столько истовости

и столько веры негасимой,

что отказавшийся от исповеди

весь светится духовной силой.

Сидит, не выспавшийся, ежащийся,

худой, всклокоченный, иззябший,

но — волей репинской, художнической —

во тьме тюремной воссиявший.

А поп, громадина отъевшаяся,

неодухотворенной тушей

стоит. И крест блестит, отсвечивая:

свет отражая непотухший

того, другого.

Пламя выкинулось,

так озарив тюремный сумрак,

что уж не живопись, а иконопись

нужна. И страсть, а не рассудок.

А если живопись — по-рембрандтовски:

самосветящиеся лица.

Свет революционной ревностности:

страсть светится так, что святится.

В темнице в царской, как в сокровищнице,

светлей каменьев самоцветных

сияет, умереть готовящийся,

но всем живым светящий смертник.

Весь обращенный к царству будущего,

он гибнет, но воскреснет в душах

как отрицанье мрака, тушащего

свет — свет, который не потушишь.

Похож он на того, евангельского,

на крест пошедшего пророка

и на Крестителя ивановского

похож, не верующий в бога.

Но что-то есть в нем и от Мусоргского,

от Писарева и Крамского,

и от подвижничества русского,

и от учителей раскола.

Семинаристская, студенческая,

против царя, против насилья,

почти как та, самосожженческая

раскольническая Россия,

рванулась, удила закусывая,

вперед: на подвиг и на гибель…

И одержимость — аввакумовская…

Как верил он!.. Как ненавидел!..

Рейтинг
( Пока оценок нет )