Истина в сенате

Среднее время чтения: 3 минут(ы)

Где перед Истиной благоговенья нет,

там и Художества окажутся некстати.

Француз Рашет

большую залу украшал в Сенате.

Работал, не жалея сил.

В ту пору

уже он мастер был:

он мрамору, фарфору,

он бронзе мог придать изящнейшую форму,

был молод, но владел блистательно резцом.

И не хотел ударить в грязь лицом.

Два барельефа сделал он. Один —

центральный, больший—украшал камин.

Мысль — Львова, а рисунок был — Козлова,

но это, так сказать, скелет.

Рашет,

наш северный Канова

(он жил потом в России тридцать лет,

до самой смерти, и оставил след,

и доброго заслуживает слова

дал мысли плоть и жизнь вдохнул в сюжет.

Сюжет — такой:

Минерва (в коей каждый зрел портрет

Екатерины) вводит за собой

в храм правосудья Истину и Совесть.

Такие аллегории — не новость

для тех времен. Но Истина была

(как, впрочем, ей и должно быть) нагой.

Голым-гола.

Вот этот барельеф

и вызвал гнев

у князя В., то бишь у генерал-

поручика (по чину), -прокурора

(по должности), ну, словом, контролера

всего и вся, который надзирал

по поручению императрицы,

поставившей его (хоть большего тупицы

свет не видал)

следить, дабы Сенат не преступал границы

и в благочинии бы заседал.

Скандал!

Князь бросил беглый взгляд

и в Истине нагой тотчас узрел разврат.

А значит, вверенный ему Сенат

соблазну подвергать такому не годится

и надо Истину хоть несколько прикрыть.

Прикрыли. Так тому и быть.

Решету

историю простили эту,

но он уже убавил прыть

и жил с тех пор под некоторым страхом.

Князь не был евнухом или монахом

и к дамам и к молоденьким девахам

частенько езживал, но был – ханжа.

И, добродетельной монархине служа

в делах правления (а не в ее постели,

как многие), любил во всяком деле

порядок. Государственный был муж.

К тому ж

был набожен: заняв высокий пост,

следил, чтобы в великий пост

в Сенате все чины говели

положенные две недели,

и вообще, как говорится, бдел,

помимо дел,

о добронравии.

И весь Сенат сидел

смирнехонько и постный вид имел,

и на камин никто уж не глядел,

и все дела решали и судили

в Екатеринином, чуть лицемерном, стиле,

нагую Истину – прикрыв.

А в царствованье Павла

постигла Истину уж полная опала:

сломали барельеф и спрятали в архив.

Рейтинг
( Пока оценок нет )