Император Николай Павлович и искусство

Среднее время чтения: 3 минут(ы)

Поэты Николаю не нужны.

Философы тем паче. Но искусство?

Нет. Об искусстве искони пекутся

все самодержцы. Даже если пусто

в казне, на это ли жалеть казны!

Он сам, жена, великие княжны,

а также элегантнейшие дамы,

министры и военные чины,

баталии, весь пышный блеск войны,

ландшафты вверенной ему страны —

должны быть кем-то изображены.

Да и столичные дворцы и храмы

прилично быть украшены должны.

Он сам — и рисовальщик, и гравер,

фортификатор, инженер, сапер

и — как его великий пращур Петр —

он, Николай, — строитель по натуре.

Своей опеки царственный шатер

над всеми он искусствами простер,

но склонность у него — к архитектуре.

Он сам рассматривает зодчих труд,

все их проекты. Он — их высший суд.

И все вершится лишь его решеньем.

Уж Росси — стар, устаревает он,

но есть другие: в русском стиле — Тон,

а в европейском стиле — Штакеншнейдер.

Царь — молодых талантов меценат.

Он Чернецову заказал «Парад»:

как Франца Крюгера «Парад в Берлине»,

но только на Царицыном лугу…

Ну, молодец Григорий! Не могу

сказать, чтобы как Крюгер, но вполне

он справился с картиной!.. На картине —

на вороном прекрасном скакуне —

царь, а немного в отдаленье — свита,

и, словно вытесаны из гранита,

немой громадой замерли войска:

ряды кавалерийского полка.

С художниками он — словно с детьми.

Но все они (как волка ни корми!) —

то просятся в далекие вояжи,

то пишут не парады, а пейзажи.

Одна надежда, что Зауэрвейд

поддержит в живописи жанр батальный.

А впрочем, отзыв заслужил похвальный

и пейзажист. Талант — феноменальный!

Им Севастопольский написан рейд.

Пусть все морские гавани и порты

напишет. Должен. Хоть живой, хоть мертвый.

Ваятелями он доволен. Клодт

фон Юргенсбург от рыцарей свой род

ведет, и, подлинно, воскрес в нем рыцарь.

Нигде в Европе нет таких коней,

как клодтовские. И куда там ей,

Европе, до России и Царей!

Лишь Царь — хранитель рыцарских традиций!

Однако он — не против новизны.

И жанры тоже разные нужны.

Кто хочет, пусть изобразит, к примеру,

купальщиц и купающихся нимф

и все, что полагается у них.

Витали, скажем, изваял Венеру,

вакханку Бруни написал, а Нефф

являет без покрова милых дев.

Милость монарха и монарший гнев —

единственный закон для живописца.

Для всех искусств. Но пусть спокойно спится

художникам! Ведь Царь — один. Как Бог.

И он, как Бог, готов свои щедроты

на всех излить. (На всех, в ком видит прок.)

А требует — лишь одного: работы.

Он не жалеет денег и чинов

и Высочайших милостивых слов

трудолюбивым, преданным, усердным,

достойным поощрения.

Таков

расцвет искусств при Николае Первом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )