Церковь в Дубровицах

Среднее время чтения: 3 минут(ы)

Восемнадцатый век

возникает, как церковь в Дубровицах:

ни с того ни с сего посреди подмосковных дубрав.

Ты застыл, изумленный.

Теряешься взглядом в подробностях.

Обретаешь крыла и взлетаешь, равнину поправ.

Стены сплошь изукрашены пышно-причудливой

путаницей

то фигур, то цветов и плодов в их сплетенье густом,

а вершина увенчана и не шатром и не луковицей:

золоченой железной короной с железным крестом.

Что за мастер, чьей церковью

здешняя местность украсилась?

Крепостной ли строитель, свободный ли был человек?

Русский, немец ли он, итальянец? Поляк ли, украинец?

Я все книги смотрел, и нигде ничего о нем нет.

Но откуда б он ни был,

а храм его — весь белокаменный,

как Владимир и Суздаль, как храмы и домы в Москве.

Говорят, он семь лет воздвигал его, но не веками ли

здесь резьбой белокаменной зодчие тешились все?

А цветов и плодов не бывает таких в нашей местности:

виноградом и пальмой чарует нас дивная вязь,

виноградом и пальмой —

мечтой древнерусской словесности,

что на севере диком о пальме твердила, томясь.

Вот стоит эта церковь, прельщая нездешнею прелестью,

и глядит свысока на леса и Десну и Пахру.

Вся она — беззаконна. Должна была выглядеть ересью.

Но ее освятили: понравилась, видно, Петру.

А уж вкусу хозяина, князя Бориса Голицына,

угодила весьма. Блажь? Причуда? А может, символ?

Как московский боярин

в костюме мальтийского рыцаря,

как голландский корабль,

что с воронежской верфи сошел.

И Голицын — причудлив. Правитель Казани и Астрахани,

но любитель латыни и польской музыки знаток.

Винопийца, забавник,

но деятель нескольких царствований.

Хлебосол. И мздоимец. Добродушен. Гневлив и жесток.

То он судит-казнит, то ленивеет праздный в домашности.

Лает слуг и приказных. Любезен с австрийским послом.

Вольнодумец, гуляка,

но жизнь свою кончит в монашестве.

Он — Петра воспитал. О Петре еще рано. Потом.

А пока что — Голицын и эта вот церковь в Дубровицах.

Там, где быть Петербургу,— болотистые острова.

Да и здесь, на Москве, еще старое с новым поборется.

Еще ропщут стрельцы. Еще старая вера жива.

Скоро новое летосчисление будет. История

замерла на мгновение на повороте крутом.

Выходя из себя, вырастая в Россию, Московия

ищет выхода к морю. И к миру, который кругом.

Петр встает у руля. Закачает людей, как на палубе.

Новый город воздвигнется. Новый упрочится стиль.

Будут статуи, статуи Зимнего. И в Петропавловке

ангел будет венчать золоченый сверкающий шпиль.

Там. А здесь, под Москвой, не сознавший себя

и не названный,

но мучительно рвущийся быть и предстать во плоти,

так, с избытком таким, век вдруг выразился

восемнадцатый,

что ни разу потом столь препышно не мог расцвести.

С перехлестом (как Петр!). Чересчур. Но в надрывной

чрезмерности —

все, что было, что будет: и разинщина, и раскол,

Петербург и Полтавская битва и подвиг предерзостный

паренька, что с обозом в Москву за наукой ушел.

…Постоим возле церкви-пророчицы,

церкви-предвестницы,

церкви-знаменья: знаменья века, который грядет.

Зодчий выверил точно. Четыре пологие лестницы

чуть замедленным ритмом

готовят стремительный взлет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )