Азаровка

Среднее время чтения: 6 минут(ы)

Сюита пейзажей

1. Родник

И первую – тем, кто толпится у входа,

из внутренних глаз улыбаясь тебе,

и пьет, и не выпьет влюбленную воду,

целебную воду любви о себе.

И свет троеручный жаленья и славы

и боли, полюбленной до конца,

стоит над тобой, и лучатся суставы

круглится ладонь, накрывая птенца.

И хочется мне измененную чашу

тебе поднести, баснословный фиал,

звучащий, как сердце промытое наше,

чтоб Моцарт Горация перепевал.

2. Поляна

Здесь было поместье, и липы вели

туда, где Эрасты читали Фобласов,

а ратное дело стояло вдали.

Как мелкие розы, аккорды цвели

и чудно дичали Расиновы фразы.

Виньетка в стране, где не рос виноград!

Но все же когда-нибудь это умели,

когда соловей задохнулся, как брат,

обрушивши в пруд неухоженный сад,

над Лизой, над лучшей из здешних Офелий.

3. В кустах

– Ведь и я, –

это выйдет из слуха, из леса сухого,

– жила я когда-то.

Дурочкой здешней была я, к работе негодной,

и только что воду носила в родительский дом

по ступеням богатым.

Так и жила я и воду чужую носила, а можно ли пить,

не спросила.

Старая женщина с сердцем тяжелым, как капля на ягоде,

вдруг надо мной наклонилась:

– Пора, говорит, собирайся.

И повезли,

и колеса стучали по бревнам горбатым.

Плакало, капало, в доме скрипело, но мы-то уже не слыхали:

мы медленно, медленно траву лечебную из темноты выбирали:

буквицу, донник, поменник…

4. Ивы

Серебряных, белых, зеленых, седых,

то выдохнувших, то вобравших дыханье,

но круглых и круглых над ходом воды,

над бегом и холодом и задыханьем!

Другим и велят темноту приподнять,

но их никогда не попросят об этом –

всегдашних хранительниц хмурого дня,

кормилиц ненастного сильного света.

5. Холмы

Когда победитель, не веря себе,

черту переходит и смотрит снаружи,

он видит, что там еще дело в борьбе,

и бич состязания ýже и ýже.

Там скачки в честь вечного дня Ильина,

в честь внутренних гроз, образующих почву,

зажмурив глаза и разжав стремена,

роняя с повозки небесную почту.

И внутренний к нам выбегает народ

и сыплет цветами изорванных денег

оттуда, где сёла, где мальчик идет,

рассеянно свищет и хлещет репейник,

где тысяча сот коробов высоты,

и хлещет надежда, и ломит запястье,

и падает дух, и роняет цветы,

сраженный обширностью замысла счастья.

6. Высокий луг

На медленном зное подруга лугов

и света подруга на медленном зное

лежит – и уходит лицо глубоко

в повисшее зеркало передвижное.

Пространство похоже на мысли больных:

оно за последние двери ни шагу:

– Я встану, я встану с цветов луговых,

но ты расскажи мне, куда же я лягу…

И сердцебиенье нагнется над ней,

головокруженье поклонится в ноги:

ты лежа летишь, ты летишь на спине,

летишь, как убогий на общем пороге.

7. Деревня

Как если ребенок тому, что живет,

захочет найти инструмент многоствольный,

и клавиши гладит, и просит, и бьет –

но всё не похоже; и вот, недовольный,

он крышку захлопнет и сам запоет, –

так эти дома выступают невольно

из темных деревьев, и ночь настает.

Они, как лампады, висят на холме.

Их, кажется, семь. Но безмерно спокоен

их счет и себя умножает в уме.

А тот, кто снаружи, считать недостоин.

Они безымянны, как имя одно.

В них мертвые входят, когда их попросят,

и воют собаки, но это выносят,

и видят луну, как большое окно.

Откуда посмотрят и сниться придут,

и масла в висячие чаши нальют.

8. Вещая птица

А там, далеко, где бормочет вода

нерусскую речь, и глаза человека

ни зги не увидят, и, рухнув туда,

глухим и немым возвращается эхо,

там вещая полночь по зарослям ищет,

и черный манок вынимает, и свищет –

и птица летит, выбираясь с трудом,

как будто ища позабытые двери.

Себя ли ей хочется бросить, как дом

свои времена обогнавшей потери?

Но, чтоб ей не сбиться, за нею идут

и черный фонарь перед нею несут.

– О Господи, Господи, тело мое

давно уже стало подобием щели,

в которую смотрят на дело свое

те силы, какие меня разглядели, –

и вот, поднимаясь и падая в нем,

я переполняю летающий дом!

9. Лесная дорога

И пахнут цветы тяжелей, чем всегда.

И, приоткрывая запретную створку,

лесная дорога уходит туда –

к жилищам невидимых, к птичьему Орку,

где речка поет с неразомкнутым ртом

про прошлую жизнь без названья и цели

и грешные души вздыхают о том,

что варят для нас приворотное зелье.

И столько пропавшей и тайной любви

замешено здесь на подпочвенной влаге,

что это, как кровь, отзовется в крови,

дорогу покажет и крикнет в овраге.

10. Овраг

И так уже страшно – и всё же туда,

немного помедлив, как жидкость в воронке,

опушек и просек цветная вода

сбегает, и гибнет, и ходит по кромке.

Там ягода яда глядит из куста

и просится в губы, и всех зазывает

в родильную тьму, где зачатье конца

сама высота по канве вышивает.

11. Небо ночью

И это преддверье Плеяд и Гиад,

цветной красоты, распростившейся с цветом.

По узкому ходу мы входим назад –

в иголку, трудящуюся над предметом.

Ныряя в глубокую ткань и потом

сверкая над ней острием безупречным –

над черным шитьем, говорящим о том,

что нет никого, кто звездой не отмечен.

12. Сад

– И дом поджигают, а мы не горим.

И чашу расколют – а воздух сдвигает

и свет зажигает, где мрак несветим.

Одежду отнимут – а мы говорим,

и быстро за нами писцы поспевают.

И перья скрипят, и никто не устал

писать и описывать ту же победу,

и вишни дрожит золотой Гулистан,

и тополь стоит, как латыни стакан,

и яблоня-мать, молодая Ригведа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )