Феофан Прокопович

Среднее время чтения: 4 минут(ы)

1. Жизнь Феофана

Был роду Феофан купецкого,

но, без отца оставшись смалу,

наверно, вдоволь он победствовал,

его не сразу обласкала

фортуна.

Да, но и постранствовал

немало: Львов, а дальше Краков,

Рим, с перевала Сен-Готардского —

в Гельвецию. В краях и градах

во многих был. Как многоопытный

муж, о котором повествует

Гомер.

Религий разных догматы

знал. Свято место не пустует:

так в древнем Киеве язычество

сменилось верою Христовой.

Но если истина не ищется,

Что толку в вере, хоть и новой!

Что толку в чести, власти, золоте,

коими сердце жадных живо!

(Уж больше толку даже в солоде:

без солода — какое ж пиво!)

Он панагиею с алмазами

себя украсить не хлопочет:

величество людское — в разуме,

а разум явится где хочет.

Где хочет: во дворце и в хижине

и в киевском купецком доме.

И лишь в пустыне, страхом выжженной,

не явится. Где хочет, кроме.

Кроме тех мест, где нужно кланяться

вельможным и деньге-злодейке,

где знатные невежды чванятся

и где любой кабацкий пьяница

тебя продаст за три копейки.

Так нечего лениться-нежиться,

и время нынче не такое,

а надо корчевать невежество,

путь просвещению готовя.

А надо насаждать училища —

пусть древо знанья корень пустит.

Не знатность — знанье будет силища.

Злость дураков язык прикусит.

Библиотека, Академия

и школа для сирот и бедных,

и Ломоносову радение,

рожденному в народных недрах:

все это — дело Феофаново

(начало, замысел, основа)…

А каково все сделать заново,

чтоб не казалось — было ново?

2. Дом Феофана

Дом Прокоповича — на Карповке,

возле Аптекарского сада.

С тех пор, как в рай садово-парковый

ввела философов Эллада,

философы — в родстве с ботаникой,

с садово-парковым искусством.

Но остров-то — необитаемый!

Да и на грунте петербургском,

в болотистой, лесистой местности

взрастет ли сад греко-латинский —

сад любомудрия, словесности,

поэзии — на этой низкой

земле?

На острове Аптекарском

(пока — по-старому — Еловом)

уже искусством архитекторским

воздвигнут дом.

И в доме новом —

новые люди, те, с которыми

хозяин щедрый и радушный

до ночи занят разговорами

(они ему — как хлеб насущный):

какою быть должна поэзия,

о вредных воздухах больных,

и верно ль мнение Картезия,

что нет, мол, чувствий у животных;

о Левенгуке, о материи,

Полюстровских и прочих водах…

Ну, словом, не теряли времени

(ведь это-то и значит отдых!) .

А время что кому пророчило,

иному — плаха или ссылка.

Но гости в доме Прокоповича

беседуют и спорят пылко,

и за полночь окошки светятся,

то шутит, этот правду режет…

И, Просвещения предвестница,

заря над Петербургом брезжит.

3. Европа и Россия

Окнами в Европу были— люди.

Был и Феофан таким окном.

Разум, как в фарфоровом сосуде,

под его большим светится лбом.

В хлебосольном доме петербургском

гости за полночь и пир горой,

Угощались ренским и бургинским,

устрицами, раками, икрой…

— Вон еше того сига отведай!..

— И еще вот этого вина!..

Угощались мудрою беседой,

как в сократовские времена.

Русским, иноземцам, иноверцам —

всем тут рады, вяск уважен тут.

На латинском, на древнееврейском,

итальянском, польском здесь поймут.

С езуитом и старообрядцем

Феофан беседовать готов

(ведь Еразм был вовсе святотатцем,

а толков, куда как был толков!).

Кантемир, Татищев, Тредьяковский

(с кем и поругается — простит) …

И казак, донской или днепровский,

под Москвой в селе его гостит.

Если Петербург — окно в Европу,

то село Владыкино — окно

в Русь: иначе ведь не будет проку

от Европы, то – то и оно.

Псковский и Великоновогородский

архипастырь, но простых простей…

И, наверно, клюквой и морошкой

тоже потчевал своих гостей!

4. Смерть Феофана

Его глава была как Вавилон:

Платон и Аристотель, Цицерон

и Августин с еретиком Еразмом —

из разных в ней сошлись времен , сторон

как на собор. И был собором он,

его соборный, всеобъятный разум.

Пред тем как вступит смерть в свои права,

философ должен произнесть слова.

Что хочешь ты поведать, Прокопович?

И, пальцем постучав по тверди лба,

воскликнул Феофан: «Глава, глава!

Упившись разумом, где ся приклонишь?»

Рейтинг
( Пока оценок нет )